Бесконечное совершенство стиля

Спасаем ментальное здоровье: как отстаивать личные границы на работе?

Границы важны не только в личных, но и в деловых отношениях. Мы проводим на работе большую часть своей жизни, поэтому важно четко показывать – что для вас допустимо, а что – нет. Навык отстаивания собственных границ на работе позволит уберечь от психологических и физических проблем.

Как наши границы нарушают на работе?

  • Почти каждый из нас вне зависимости от пола, возраста и статуса так или иначе сталкивался с нарушением личных границ на работе. Можете про себя ставить галочки на пунктах, которые близки вам:
  • Вы работаете overtime без дополнительной оплаты или бонусов, даже несмотря на личные дела; в выходные или в обеденный перерыв;
  • Вы проверяете рабочую почту/мессенджеры даже во время отпуска или в нерабочее время;
  • Ваши коллеги/начальники неуважительно ведут себя по отношению к вам;
  • Вы не до конца понимаете, кто отвечает за конкретные рабочие задачи;
  • Коллеги/начальники подходят к вам слишком близко/прикасаются, нарушая ваше личное пространство;
  • Ваши коллеги часто опаздывают/задерживаются/уходят с работы раньше, а вам приходится что-то за них доделывать;
  • Коллеги/начальники пишут вам письма в пассивно-агрессивной форме (переходя на личности/оскорбляя/манипулируя/угрожая);
  • Руководство заставляет вас совершать неэтичные поступки (подделывать ведомости/отчеты, врать партнерам и т.п.);
  • К вам проявляют сексуальный интерес.

Отметили хотя бы один пункт? «Поздравляем» — ваши границы уже нарушены.

Что дают личные границы на работе?

Нарушение личных границ приводит к переработкам, отсутствию ощущения, что вас ценят и уважают на работе. Границы позволяют создать понятную и комфортную рабочую среду, где все чувствуют себя в безопасности и работают эффективно. Они необходимы, чтобы работа была в радость, а не казалась наказанием.

Итак, плюсы от границ на работе:

  1. Все работники понимают свою зону ответственности,
  2. В коллективе поддерживаются уважительные отношения между сотрудниками, растет продуктивность, лояльность к компании, уменьшается «текучка» и психологическое выгорание.

Почему мы позволяем нарушать собственные границы на работе?

Работа – это не только источник дохода. Это еще и статус, это чувство безопасности, способ повышения самооценки. И поэтому, боясь эту работу потерять или нарваться на скандал, мы гасим внутреннее неудовлетворение, делая себе только хуже. А вдруг нас посчитают проблемными, скандальными? Или решат, что мы плохо работаем в коллективе?

Зачастую мы не отстаиваем личные границы, потому что попросту не умеем или боимся. Однако последствия такого поведения гораздо хуже. Страдает наше здоровье, эффективность и даже отношения с близкими.

 Короткие советы по установке личных границ на работе

Четко формулируйте и объясняйте, чего конкретно вы хотите. Зафиксируйте для себя, что вы можете, а что – нет, а также сферу проф деятельности, в которой будут лежать границы. Кто-то не готов сидеть на работе спустя час после конца рабочего дня, а кто-то согласен сидеть и до полуночи. За двойную почасовую оплату.

Не надо сложностей. Забудьте про долгие разъяснения. Говорите кратко и по делу. Кто-то вас трогает или грубо разговаривает? Скажите? «Не прикасайтесь ко мне»/ «Не разговаривайте со мной в таком тоне».

Без молчанки. Никто не догадается, что что-то не так, если вы об этом молчите.

Говорите «нет». Вы можете отказать, если вас просят сделать что-то, что вам неприятно.

Не забывайте про исключения и компромиссы. Помните о принципах, которыми вы не готовы пожертвовать. Но во многих ситуациях нужно стараться находить компромисс, удобный для всех сторон.

Будьте готовы к негативу. Да, отстаивание личных границ может быть не принято окружающими. Но на любые перемены нужно время. Со временем коллеги привыкнут к вашей позиции. Увы, есть и те, кто в принципе не уважает других. В таких случаях вам решать — смириться с их существованием или сменить место работы.

Не жалуйтесь, а предлагайте решения. Не просто: «Мне это не нравится, переделывайте», а: «Давайте попробуем так или так».

Спросите совета у коллег. Если не знаете, как поступить, посоветуйтесь с коллегой, с которым у вас хорошие отношения. Узнайте, как ему удается поддерживать оптимальный баланс в общении, или устройте мозговой штурм, чтобы вместе найти решение проблемы.

Добавить комментарий