Бесконечное совершенство стиля

Стиль жизни – что это и можно ли его изменить?

Рассматриваем определения стиля жизни, основываясь на глубинных исследованиях психологии личности австрийского психолога, мыслителя и врача Альфреда Адлера.

Стиль жизни – это совокупность методов и способов, которые каждый конкретный индивид предпочитает для достижения своей жизненной цели. Это то, как он приспосабливается к жизни и взаимодействию с ней.

Каждый человек создает впечатление о себе и о мире, как часть своего жизненного стиля. Представление человека о мире непосредственно определяет его поведение.

«Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру», — Альфред Адлер, австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии.

По Адлеру, каждый человек старается компенсировать чувство недостаточности, формируя уникальный стиль жизни. А уже через него он стремится достигать фиктивные цели, направленные на превосходство и совершенство.

Стиль жизни складывается у детей уже в возрасте 4-5 лет. Он наиболее ярко проявляется в решении трех главных жизненных задач:

  • Профессиональной,
  • Сотрудничества,
  • Любви.

Принято выделять 4 установки, соответствующие стилю жизни:

  1. Управляющийтип — человек самоуверенный, активный, деятельный, но в своих интересах. Ему присуща установка превосходства. Такие люди склонны к антисоциальным действиям.
  2. Берущий тип— человек склонный удовлетворять свои потребности за счет других. Его задача — получить от жизни как можно больше, не затрачивая усилий.
  3. Избегающий тип— человек, не нацеленный на социальную активность; у него нет стремления самостоятельно решать собственные проблемы. Больше страшится неудач, чем стремится к успеху.
  4. Социально полезный тип— по Адлеру — зрелая личность. У такого человека высокая активность и высокие социальные интересы. Он не боится неудач, самостоятельно решает свои проблемы, способен проявить ответственность и заботу о других.

Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования индивидуума.

Понятия неполноценности и компенсации лежат в основе наших стилей жизни. Поведение ребенка, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится стилем его жизни – комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

Сформировав стиль жизни в детском возрасте, взрослеющий индивид практически не имеет тотальных изменений. Да, люди получают новый опыт, но он лишь наслаивается на уже имеющийся индивидуальный жизненный стиль.

Стиль жизни становится стержнем поведения в будущем. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. В теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Например, интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. 

Постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. По Адлеру, истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем.

Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни. Решение одной помогает приблизиться к решению других. Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». 

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа установок, сопутствующих стилям жизни, – это управление, получение и избегание. Для них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип. Люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитическим образом и удовлетворяют свои потребности за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Комбинация — высокий социальный интерес и низкая активность отсутствует, т.к. невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью.

Добавить комментарий