Бесконечное совершенство стиля

Авангардизм

Что такое «авангард»?

Авангард — это французское слово, переводимое на русский буквально как «передовой отряд». И это полностью отражает суть явления, будь то армия или хоккейная команда и , разуется, стиль. Авангард — это всегда впереди, ярко и всегда… набор, отряд. Даже если мы берем что-то одиночное и простое, то в стиле авангард это станет «отрядом». Даже банальные буквы (см. рис. 1):

Даже люди далекие от искусства легко узнают стиль авангард. Он яркий, броский, с обманной легкостью. Кажется, что проще? Комбинируй яркие, чистые цвета, не соблюдай пропорции и меняй углы наклона? Но в кажущемся хаосе много гармонии, чтобы это смотрелось по-настоящему стильно, а не дико аляписто.

Авангард в истории искусств

Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма.

В авангарде все против правил, даже название самого направления. Несмотря на то, что описание «авангард» пришло к этому виду искусства из политики в конце XIX века, слово не прижилось. Сами представители течения предпочитали себя назвать иначе.

Только в 1950-х годах слово «авангард» вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который употребил этот термин для описания русского искусства начала XX века.

Историки отмечают, что определение «авангард» в самом начале течения больше относилось к политическим идеям, которые отстаивали утописты и анархисты. Радикализм этих политических движений ярко проявился в художественной среде. В статье об открытии выставки Союза русских художников в 1910 году Александр Бенуа выделил нескольких художников, работавших в Москве во главе с Михаилом Ларионовым, назвав их искусство авангардом. Бенуа считал, что эта группа художников слишком провокационна, в своем отрицании общепринятых догм классической живописи, в то время коими он считал себя и своих единомышленников из центристов «Мира искусства». Однако термин «авангард» еще не утвердился: творческие объединения художников его никак не использовали, поэтому и критики тоже. 

В дальнейшем появились разные интерпретации. «Авангард» в обиходе стал отождествляться с модернизмом, а «русский авангард» стал отдельным течением. Как бы то ни было, на самом деле термин «авангард» в момент своего «второго рождения» и активного употребления был уже ретроспективной концепцией, принятой после того, как сохранились последние тенденции в искусстве, появившиеся в начале ХХ века. Их пиковая популярность и по большей части стала историческим фактом.

Авангардные движения

К авангардным движениям относятся:

Экспрессионизм 

Возникший в ответ на переживания революций и ужасов Первой мировой войны, экспрессионизм преломил объективную реальность через разочарование и страхи людей во время бедствий. 

Художники-экспрессионисты сконцентрировались на эмоциональной, субъективной составляющей произведения, которую художник стремился передать своему.

Эдвард Мунк «Крик»

Кубизм

 Еще одно направление, отрицавшее классические принципы живописи, — кубизм. Художники этого направления использовали простые геометрические формы для изображения трехмерных объектов, создавая на холсте двухмерный объект. 

Основоположником кубизма был Поль Сезанн, в этом стиле работал Жорж Брак, но наибольшую известность этому направлению искусства принес Пабло Пикассо; коллекционер Сергей Щукин привез свои работы в Россию. Казимир Малевич и Владимир Татлин преобразовали кубизм, соединили его с футуризмом, и так родился кубофутуризм. Малевич писал: «Если хочешь заниматься искусством, учись кубизму».

Футуризм 

Это художественное направление зародилось в 1910-х годах. Он полагался на будущее и на постоянное движение. Неотъемлемыми составляющими футуризма были не только предметы искусства, но и проявления, программы, теории взглядов, которые продвигали художники и поэты. Историки искусства считают, что футуризм унаследовал цветовые эксперименты и художественные формы кубизма. Скорость, энергия, ощущение движения, порция абсурда — все это можно найти на полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления, как конструктивизм и кубофутуризм.

Сюрреализм 

Сюрреалисты были поклонниками подсознательной творческой энергии, черпали свои предметы из снов и гипнотических состояний. Сюрреалисты использовали абсурд и отрицание логики, как способ возвыситься над общепринятыми ценностями буржуазной публики. Соединив мечту и реальность, художники-сюрреалисты показали миру хаотические образы, отделяющие дух от материального мира. 

Сальвадор Дали даже сказал: «Сюрреализм — это я». Таким образом, термин «авангард» — это собирательное и исторически точное определение новейших течений в искусстве.

 Авангард и модернизм

 Вопрос о смысловом равенстве терминов «авангард» и «модернизм» является дискуссионным, поскольку модернизм определяется как новые формы художественного мышления и относится к тем же направлениям, которые характерны для авангарда — экспрессионизму, фовизму, сюрреализму, дадаизму и кубизму. В то же время можно считать модернизм более емким понятием, поскольку он также обозначает более ранние направления в искусстве — импрессионизм и постимпрессионизм, а также более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард, и модернизм отстаивают внутреннюю свободу художника, бросающего вызов классическим канонам. 

Известные художники-авангардисты: Эдвард Мунк, Карл Шмидт-Ротлуф, Эмиль Нольде, Умберто Боччони, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Александра Экстер, Ольга Попова, Надежда Удальцова, Эль Лисицкий, Пауль Жорж Брак, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Оскар Домингес.

Авангард сегодня

Сегодня авангард — это эксперимент, который можно провести во всем: в художественном оформлении квартиры, в интерпретации классических эстетических норм, в выборе средств выражения. Оформление в стиле «авангард» всегда будет спорить со всеми навязанными стереотипами. Анархия, как неподчинение устоявшимся традициям — таков будет интерьер.

Конечно, в таком случае основными средствами выражения для «бунта» являются цвет и форма, которые должны быть контрастными по отношению друг к другу, выбираются несочетаемые между собой решения, которые в позволяют создать своеобразную, но гармоничную композицию. Если брать обязательные правила — это использование ярких, чистых цветов. И много света. Интерьер с стиле авангард никогда не бывает в потемках.

Добавить комментарий